Previous Entry Share
April Fools And Crazy Saints - блог Mountain Phoenix Over Tibet
xizang_gemindan
Недавно, когда я поехала забирать детей с дня рождения, я случайно встретилась с одним знакомым, который как раз вернулся из Лхасы с кипой книг о Гедуне Чопеле. Знакомый рассказал, что группа последователей, наконец, издала его Sungbum, и он раздобыл это собрание «просто для развлечения». Это прозвучало почти как извинение.
Пока дюжина детей носилась по дому, мы затеяли разговор о «нищем из Амдо». Это была весьма желанная перемена темы после суматохи с выборами у тибетцев в изгнании и недавнем отречении Далай-ламы от политических дел!.. (статья – апрель 2011)
Я осторожно заметила: «Это хорошо, что люди не забывают его наследие. У Гедуна Чопела был необычный стиль, мягко говоря, но он также дал тибетцам много новых импульсов во многих областях. Многие люди того времени просто были не в состоянии оценить это, вы так не думаете?»
Мой знакомый ответил: «Да, но его Lobma (тиб.: ученик, последователь) упоминают только положительную сторону в этих книгах, ничего не говоря о его противоречивых работах».
Да, это односторонний подход, когда упоминаются только положительные моменты. Но мы же обсуждаем не научные статьи! Последователи должны сосредотачиваться на положительных качествах Ламы, чтобы продвигаться на пути, ведь так?
Вероятно, подозревая во мне поклонника Гедуна Чопела, мой знакомый сказал: «Я думаю, он просто перегнул палку. Есть четкая граница между гением и манией. Знаете, не зря есть поговорка: Sherab chälpa pe-la shag, Amdo Gedun Choephel ta bu»
«Поговорка» больше звучит как угроза, если я ее понял правильно: «Если нужен пример ума, сбившегося с пути, посмотрите на Гедуна Чопела из Амдо!» (англ. - If you need an example for misdirected intelligence, just take a look the Amdowa Gedun Choephel!)
Alak Ditsa / Тощий Дица, Гедун Чопел
Я всегда думала о Чопеле как о либерале-просветителе, который не преуспел не потому, что звучал неубедительно, а потому, что его остановили ревнивые люди, не настолько умные, но превосходящие числом. На мое впечатление о Гедуне Чопеле сильно повлияла часть его жизни, далекая от духовности: его рисунки, его путешествия, его участие в Партии за улучшение Тибета. Я по-настоящему никогда не думала, что он был рожденным тулку и имел религиозных последователей.
Пожалуй, мое представление о Гедуне Чопеле было отражением моего собственного желания: Наконец-то в недавней истории нашелся человек, увидевший безнадежность тибетской системы, закосневшей до самого основания, наконец, того, кто с этим что-то сделал!
Когда я отправила детей спать, я взяла с полки пару книг о Чопеле и стала их перечитывать.
Постепенно я начала понимать, что моя идея об этом человеке были, возможно, не такая верная. Конечно, она выглядела слишком романтической и неполной: я не только упустила из виду, что он был Ламой, я также не знала о масштабах его разногласий с буддийской верхушкой. Я не заметила его политической наивности при встречах с чиновниками в Лхасе, а также последствий его
В политическом отношении Гедун Чопел был почти невинен по нынешним стандартам. Вы бы послали картографические материалы обычной почтой, когда повсюду шныряют шпионы «Большой игры»? Вот так он, говорят, и поступил, когда члены Партии за улучшение Тибета, базировавшейся в Калимпонге, убедили его проделать длинный и не такой прямой путь в Тибет. Он отмечал все исторические пограничные знаки по всему маршруту. По неосторожности, когда он проник в Тибет, он отослал материалы через британскую почту в Калимпонг. Содержимое пакета было обнаружено, и таким образом Чопел и все члены Партии попали под подозрение.

Это напомнило мне об одной добродушной подруге, которая прислала распечатки из интернета о похищенном маленьком Панчен-ламе на мой рабочий адрес в Тибете. Я до ужаса перепугалась, когда увидела, что было в конверте! Я немедленно сожгла все, думая, как повезло, что они не вскрыли почту. Но через год, когда эта подруга собиралась въехать в Тибет, полиция среди ночи явилась в ее комнату в отеле и устроила допрос о мотивах посылки мне этих «документов» годом раньше. Когда я получила конверт, на нем не было никаких следов вскрытия. Они все время за нами наблюдали.

А по поводу его религиозной деятельности – все что я припомнила, это его легендарные дебаты в Chöra (дворик, где проходят дебаты), и как он прикинулся необразованным доб-добом (http://en.wikipedia.org/wiki/Dob-dob) и победил высокомерного ученого монаха в споре, преподав ему урок смирения; и как он с успехом доказывал, что растения – такие же чувствующие существа, как человек и животные; и как монахи, исчерпав аргументы, избили его, принуждая замолчать. Этого парня было не остановить. Как же мне нравились эти истории!
Polizeigeneräle
Но потом я натолкнулась на эпизод, который заставил меня задуматься. В своей биографии Гедуна Чопела Хизер Стоддард (Heather Stoddard, http://xizang-gemindan.livejournal.com/1054.html) пишет, что по прошествии одиннадцати лет он бросил свое обучение, так как посчитал бессмысленным получение степени геше, если он не практиковал.
Не странно ли это?
Какой смысл в том, чтобы просиживать в монастыре одиннадцать лет, общаясь с людьми, чьи взгляды ты не разделяешь, изучая предмет, который тебя не интересует, и который ты даже не собирался применять в жизни? Только лишь, чтобы поразмышлять над недостатками людей? Показать другим, насколько они неадекватны? Или ради собственного честолюбия?

И я не нашла лучшего занятия, как глубже зарыться в религиозные мысли Гедуна Чопела из приписываемого ему буддийского текста (или по-крайней мере его части). Текст был переведен на английский Дональдом Лопесом (Donald Lopez) в книге “The Madman’s Middleway: Reflections on Reality of the Tibetan Monk Gedun Chophel” («Срединный путь безумца: Размышления о реальности тибетского монаха Гедуна Чопела»).
Я не поняла ни одного аргумента из этой книги. С позиции мирянина, испытывающего умеренный интерес к Дхарме, это все метафизический спор, въедливый до умопомрачения. Насколько я смогла отследить мысль, Гедун Чопел говорит, что «абсолютная реальность» находится за пределами этернализма и нигилизма. Абсолютную реальность нельзя поместить между существованием (existence) (этернализм) и несуществованием (non-existence) (нигилизм), как проповедуют многие ламы, так как ее невозможно объяснить концептуально, но только воспринять непосредственно через медитацию – или что-то в этом роде, совсем не уверена… Как бы то ни было, это спровоцировало неприятный скандал, и Гедуна Чопела объявили еретиком и сумасшедшим.

Меня лично это врядли заботит. Люди, которые слыхом не слыхивали об этих теологических дебатах, тоже достигали просветления, так зачем тревожится о различиях в непоследовательных воззрениях?
Но в то же время, мне кажется, я уловила глубину и утонченность позиции, высказанной Гедуном Чопелом. Итак, мне стало интересно, почему он зашел так далеко в спорах об общепринятых воззрениях своего времени: если не практикуешь, зачем вообще переживать? Зачем тратить время на выявление ошибочной интерпретации слов Будды, или как в данном случае, Нагарджуны? Какова мотивация подобных действий?
Я пришла к выводу, что Гедуна Чопела этот вопрос должен был непременно затронуть, искренне и глубоко. У него просто были проблемы с донесением своей мысли до окружающих, так как чаще он выбирал неверный тон: “c’est le ton qui fait la musique”, n’est-ce pas? (это из звука получается музыка, не так ли?). Но, конечно, у нашего вундеркинда был и на это ответ: глупые люди не заслуживают лучшего обращения - touché!

Конечно, хорошо чувствовать себя триумфатором. Но во благо ли ему самому?
Его целью было донести до людей свежий взгляд на тибетский буддизм. Для этого он должен был вступить в крупную игру с авторитетами в правящих кругах. Но в ответ он получил полное несогласие и оказался лично скомпрометирован. Очень многие считали, включая его собственного учителя, что он пошел не по той дороге, так что эта история вошла в поговорку (”If you want an example for misdirected intelligence, look at the Amdowa Gedun Choephel”).

Но в моих глазах он вовсе не святотатствовал. В моих глазах он остался новатором с наилучшими намерениями, даже на стезе Дхармы. Но читая «Срединный путь безумца» я также приходила к выводу, что Гедун Чопел во многом сам был виновником критики в свой адрес. Он мог бы писать без высокомерия, насмешек и цинизма. Он мог писать так, как должны говорить Ламы: с добротой, пониманием и терпением, тщательно подбирая слова. Но он решил этого не делать. Он лишь позволил себе писать так, как он жил – в избытке.

А что касается его неумолимых критиков, чьи голоса также попали в книгу, не они ли сами учили: «не смотрите на человека, смотрите на Дхарму»? И не они ли в первую очередь стремились оценить личность, вместо того, чтобы наблюдать Дхарму? Почему они не дали Гедуну Чопелу шанс, объективно попытаться прислушаться? Когда он демонстрировал претензии, насмешки и гордость, они отвечали еще большими претензиями, насмешками и гордостью. Если они имели высокое положение, как получилось, что это не отражало их поведение? Почему им не сделать было усилие и не выяснить для себя, без предрассудков и полемики, нет ли действительно зерна истины в том, о чем пытался говорить Гедун Чопел?

Как печально, что в этих умах не нашлось согласия! Как печально, что не состоялось добросердечного разговора! Кажется, что в буддизме так и не состоялось диалога. Вместо этого они слали друг другу злые письма издалека, какая растрата!

Не ирония ли, что Гедун Чопел стал официально прославленным реформатором и новатором посмертно? Обе стороны, Китай и Дхарамсала, почитают его как героя. http://savetibet.ru/2013/09/25/gedun-choephel.htmlПо обе стороны границы тибетские интеллектуалы привлекают его имя к всевозможным проектам. Но если бы он появился среди нас сегодня, я чувствую, что мало кому бы он понравился. Мне кажется, что его бы не приветствовали, вернись он в старый Тибет, поскольку, если бы он не умер так рано, он продолжал бы держать зеркало как перед тибетцами, так и китайцами, готова поспорить! Он бы продолжал задавать вопросы, не соглашаться, выкладывать неудобную правду. Может ли кто серьезно подумать, что Дхарамсала приняла бы такого человека? Помните, это там безобидный конкурс Мисс Тибет спровоцировал публичное заявление Премьер-министра, который объявил его «не-тибетским».

Так удобно теперь считать Гедуна Чопела крутым, когда он мертв и не может ничего возразить.
На самом деле жизнь Гедуна Чопела стоит экранизации. Почему еще никто не снял фильм о его жизни? Уверена, это было бы еще более волнующее зрелище, чем жизнь Миларепы, где кульминация сюжета в том, как он вызывает бурю, чтобы убить своих врагов, а вся история разыгрывается в усыпляющих декорациях засушливого Тибетского плато – скукотища!
13176672974
Напротив, жизнь Чопела полна всеми атрибутами ослепительного триллера: смена локации – Индия, Непал, Шри-Ланка, Тибет и Гималаи; острый ум, сарказм и юмор; приключения, интриги, горячий секс с многочисленными партнерами во всех позициях; и трагический финал!
И представьте действующих лиц: здесь – блестящий талант эпохи Возрождения, человек, которому чуждо смирение; а там – ревнивые посредственности из тибетского правительства, пытающиеся отравить ему жизнь, присваивающие его достижения, принижающие и игнорирующие его заслуги; а еще чуть дальше – несколько жестоких, мрачных и бесстрастных лам, лишенных чувства юмора, демонизирующих его как угрозу Дхарме, не понимая, что их непреклонность представляет равную угрозу.
Но нет пророка в своем отечестве.
Может быть Гедуну Чопелу стоило попытать счастья в Бутане?

Вместо того, чтобы возвращаться в Лхасу, где он был обречен на тюремное заключение, и был отпущен на свободу только лишь для того, чтобы умереть спустя какое-то время, я думаю, что он должен был отправиться в Бутан. Сейчас, возможно, его бы почитали как святого, как Друкпа Кюнле (Drukpa Kunley), мудрец 15-го века из царского рода Tsangpa, который, покинув Тибет, стал знаменит благодаря своим безумным методам наставления на пути к просветлению, благословляя женщин путем соития, и давая наставления взамен на алкоголь – «Бутанское искусство любви», если хотите!http://www.rumbur.ru/kaleidoscope/930-drukpa-kyunle-svyatoi-pyati-tisyach-jenshin
0a205108acc05bbb0aef65843a6edaa3
В одном из районов Бутана на стенах домов повсюду нарисованы громадные мужские гениталии. И не только! В монастыре они благословляют гигантской деревянной копией «того самого», принадлежавшего достопочтенному Друкпа Кунле. Меня эт ой штукой чуть не сбили с ног! Вас когда-нибудь благословляли фаллосом? Ламы благославляют, раздавая Khata (ритуальный шарф). Если повезет, вы получите благословление cha-wang от иерарха, например как делал Гьялва Кармапа, когда еще пребывал в монастыре Tsurpu, с помощью трехметрового шнура. Но благословение фаллосом! Такое возможно только в Бутане. Бутанцы уж знают как воздать почтение такому как Гедун Чопел!

А вот история из недавнего прошлого, продолжающая похождения «безумных святых» это история покойного противоречивого Трунгпа Тулку. Мы находим ту же модель, тот же стиль жизни, связанный с алкоголем и сексом, что больше ассоциируется с образом рок-звезды, чем с тибетским ламой. Несмотря на то, что он не выглядел и не жил как обычный лама, он донес буддизм до многих людей. Некоторые говорят, что он преуспел в этом благодаря тому, что оставил монашеские клятвы, и стал более доступен. В настоящее время снимают фильм о нем и его времени. Не смотрела еще фильма, но трейлер вышел (http://www.crazywisdomthemovie.com/).

В любом случае, может это не просто ламы, такие как Гедун Чопел, Друкпа Кюнле или Чогъям Трунгпа, были отщепенцами? Может быть это мы? Может быть, они, видя как мы действуем, говорим и думаем, не могли не сойти с ума, таким образом достигнув «встречи умов» (meeting of the minds)?
Погодите минуточку!
Может быть, мы сейчас как раз в середине сюжета буддийской притчи о царе, чьи подданные сошли с ума, испив из отравленного колодца? Царь, который не пил воды, остался единственным человеком в своем уме, но спустя какое-то время, после того как все разговоры с его безумными подданными оканчивались спором, они и обвинили его в безумии. Чтобы разрешить это положение, царь добровольно выпил отравленной воды. С тех пор они все вместе в одной лодке качаются на тех же волнах!
Может быть это объяснит, что здесь происходит?
Я в смущении. Может быть в следующий раз забирать детей с дня рождения поедет мой партнер (автор употребляет это слово)…
Чогьям Трунгпа Ринпоче (февраль 1940 — 4 апреля, 1987)
С Первым Апреля!--)
Mountain Phoenix

http://mountainphoenixovertibet.blogspot.in/2011/04/april-fools-and-crazy-saints.html

P.S. об авторе:
Привет! Я – тибетская женщина, родившаяся на Западе. Большую часть жизни я провожу здесь. С подросткового возраста я часто бывала в Тибете. Десять лет назад я и мой партнер организовали небольшое предприятие, совместно с друзьями, у которых есть земля. С тех пор Тибет стал конкретной частью нашей повседневной жизни. Виртуально: ни дня не проходит без письма или СМС, или без звонка в Тибет или оттуда. Регулярные визиты, по возможности – с детьми, стали обычным делом. Конечно, делать что-то эффективное в Тибете все еще сложно. Но нам кажется, иногда, все-таки, можно преуспеть. Наша простая стратегия состоит в поиске лазеек в системе и союзников с общими интересами. Лазеек немного, союзники не вечны. Да и тибетцы не то чтобы ждали нас там. Но по нашему опыту, Тибет всегда оправдывает усилия. Bod Gyallo! Тибет победит! (Victory to Tibet!)
http://www.blogger.com/profile/01726933027905675503

?

Log in

No account? Create an account